Функциональная грамотность

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ БОУ г.Омска «Гимназия №115»

«Формирование функциональной грамотности школьников»

2021-2022 учебный год

 

Цель

Создать условия для формирования функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной, финансовой, глобального  и креативного мышлений)) обучающихся.

 

Задачи

  1. Изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности школьников.
  2. Выявление  затруднений и проблем, имеющих место в реализации ФГОС, для принятия своевременных мер по обеспечению успешного выполнения задачи повышения качества образования.
  3. Определение механизмов реализации системы мер по формированию функциональной грамотности школьников.
  4. Повышение квалификации педагогических кадров через ознакомление учителей с разрабатываемыми в Проекте подходами к формированию и оценке ФГ и банком открытых заданий .
  5. Совершенствование учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
  6. Укрепление материально-технической базы школы и организации системы дополнительного образования.
  7. Развитие системы оценки и мониторинга качества образования школьников.

 

Перечень ожидаемых результатов

 

  1. Разработка модели формирования функциональной грамотности педагогами школы.
  2. Создание условий для формирования функциональной грамотности обучающихся.
  3. Создание банка заданий и межпредметных технологий для формирования функциональной грамотности обучающихся.
  4. Повышение функциональной (читательской, математической, естественнонаучной) грамотности обучающихся.

 

 

 

1 ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (сентябрь – ноябрь 2021)

№ п/п

Наименование мероприятия проекта

Срок реализации проекта

Результат реализации мероприятия

Исполнители

мероприятия

1

Проведение Единого методического дня:

  1. Изучение федеральных нормативных и методических материалов по вопросам формирования и оценки ФГ: Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, утвержденных совместным приказом Рособрнадзора и Минпросвещения от 06.05.2019 №590/219; подходов международного сравнительного исследования PISA к оценке функциональной грамотности: особенности заданий; материалов федерального проекта «Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности» (далее – Проект); материалов российского исследования PISA.
  2. Формирование рабочей группы.
  3. Разработка модели организации формирования функциональной грамотности на основе активизации межпредметных связей.

август 2021 г.

Разработка Сквозного методического проекта «Функциональная грамотность в содержании образования  Гимназии»  

Администрация гимназии,

Руководители рабочей группы

2

Разработка и принятие локальных актов, обеспечивающих реализацию плана  по формированию функциональной грамотности учащихся

Сентябрь 2021 г.

Комплекс утвержденных локальных актов

Администрация школы

3

Заседания рабочей  группы педагогов с целью обмена опытом реализации содержания и форм активизации межпредметных связей для формирования функциональной грамотности

Октябрь 2021 - май 2022 года

Корректировка созданной модели, методические рекомендации по реализации плана

Администрация школы, педагоги

 

2 ЭТАП ОПЫТНО - ПОИСКОВЫЙ (ноябрь 2021г - май 2022 года)

Циклограмма реализации Сквозного методического проекта «Функциональная грамотность в содержании образования»

2.1. Рабочие программы учебных предметов – инструмент повышения качества образования

 

4

Единый методический день «Формирование у учащихся критического мышления, креативности,  коммуникации и кооперации»

Март, 2022

Технологические карты уроков, банк заданий по формированию функциональной грамотности учащихся.

Зам директора

 

2.2. Разработка или адаптация фонда тренировочных материалов, текущих проверочных работ, включающих задания по формированию функциональной грамотности

 

5

Разработка методических рекомендаций по организации урока (направленных на формирование функциональной грамотности)

 

ноябрь

Методические рекомендации

Рабочая группа педагогов

6

Включение в содержание уроков заданий из международных исследований «TIMSS», «PISA» и «PIRLS».

постоянно

Технологические карты уроков

Руководители МО, учителя-предметники

7

Создание банка заданий и межпредметных технологий для формирования функциональной грамотности обучающихся

Январь - март 2022

Банк межпредметных технологий,  заданий, проверочных работ для формирования функциональной грамотности

Руководители МО, учителя-предметники

 

 

2.4. Обновление форм внеурочной деятельности

 

8

Участие обучающихся гимназии  в конкурсах, олимпиадах по развитию функциональной грамотности разных возрастных групп под руководством педагогов

Март - апрель 2022 года

Анализ результатов участия обучающихся по результатам оценивания компетенций учащихся

Зам. директора по УВР, Руководители рабочих групп

9

Разработка программы внеурочной деятельности, ориентированной на совершенствование познавательного УУД «смысловое чтение» у старшеклассников

Декабрь 2021

Деятельность спецкурса

Педагоги-предметники

 

2.5. Мониторинг достижений учащихся

 

10

 

Проведение диагностики с целью мониторинга уровня сформированности разных видов компетенций в рамках функциональной грамотности

 

апрель 2022 года

Аналитическая справка по результатам уровня

сформированности

функциональной

грамотности

обучающихся 6-8

классов

Администрация гимназии, Руководители групп, обучающиеся

 

2.6. Информационно-просветительская работа с родителями

 

11

Общешкольные родительские собрания «Метапредметные результаты ФГОС в контексте международного сопоставительного исследования PISA»

Февраль 2022

Информирование участников образовательного процесса по вопросам реализации плана формирования функциональной грамотности школьников

Директор школы, зам.директора по УВР – кураторы параллелей, кл. руководители

12

Работа над созданием информационно-справочного раздела «Функциональная грамотность» на сайте гимназии

 

Директор гимназии

 

3 ЭТАП РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ  (июнь-август 2021 года)

13

Обобщение  опыта по реализации плана

Июнь 2022 года

Выпуск методического пособия материалов реализации плана по формированию функциональной грамотности

Администрация гимназии, Руководители групп,

14

Диагностика ожиданий педагогов от реализации плана, внесение корректировки в рабочие программы

Июнь - август 2022 года

Аналитическая справка по результатам диагностики, составление программы по дальнейшему продолжению работы

Администрация гимназии,

Педагоги гимназии